Вопрос: Индивидуальный предприниматель осуществляет торговую деятельность по продаже строительных материалов юридическим и физическим лицам за наличный расчет.Для этих целей со сторонней организацией заключены договоры на аренду: - части нежилого помещения для выкладки образцов товара - выставочного зала; - специально выделенных площадок для отпуска покупателям товара; - части нежилого помещения для выписки товара и оплаты; - открытой площадки для хранения металлопроката; - склада для хранения строительных материалов. Из-за отсутствия штата работников со сторонней организацией заключены договоры по приемке и отпуску товара, осуществляемых по распоряжению предпринимателя. В выставочном зале покупатели получают информацию об ассортименте и ценах на товар и составляют список выбранного товара с указанием прейскурантных номеров. Затем выписываются документы на оплату и получение товара. Оплата за товар наличными денежными средствами осуществляется в кассе. Является ли такая торговая деятельность в части продаж физическим лицам розничной торговлей для целей налогообложения ЕНВД? Если да, то каким образом следует определять налоговую базу при исчислении ЕНВД, учитывая то, что на одних и тех же площадях осуществляется и оптовая (УСН), и розничная торговля?

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 сентября 2010 г. N 03-11-11/246
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении, в частности, предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также с использованием объектов нестационарной торговой сети.
Согласно ст. 346.27 Кодекса под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
При этом исходя из указанной статьи Кодекса к розничной торговле не относится, в частности, реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети.
Статьей 346.27 Кодекса установлено, что к стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.
Стационарной торговой сетью, не имеющей торговых залов, признается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.
На основании ст. 346.29 Кодекса для исчисления суммы единого налога на вмененный доход при розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, используется физический показатель "площадь торгового зала (в квадратных метрах)".
Под площадью торгового зала согласно ст. 346.27 Кодекса понимается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Согласно п. 13 Правил продажи товаров по образцам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 N 918 "Об утверждении Правил продажи товаров по образцам" (далее - Правила), в организации, осуществляющей продажу товаров по образцам, должны быть выделены помещения для демонстрации образцов предлагаемых к продаже товаров. Для ознакомления покупателей представляются образцы предлагаемых товаров всех артикулов, марок и разновидностей, комплектующих изделий и приборов, фурнитуры и других сопутствующих товаров. При этом п. 14 указанных Правил установлено, что образцы товаров, предлагаемых к продаже, должны быть выставлены в месте продажи в витринах, на прилавках, подиумах, стендах, специальных пультах, оборудование и размещение которых позволяет покупателям ознакомиться с товарами.
Таким образом, выставочный зал относится к торговым помещениям и может быть отнесен к объектам стационарной торговой сети, так как предназначен для обслуживания покупателей и оборудуется соответствующим образом для этой цели.
Следует отметить, что аналогичной позиции придерживаются судебные органы (например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.01.2004 N Ф04/288-2658/А27-2003, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2007 N А26-9227/2006, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2007 N 17АП-8299/2007-АК).
В связи с этим предпринимательская деятельность по розничной реализации строительных материалов физическим лицам, осуществляемая с использованием выставочного зала, площадки для отпуска товара, помещения для выписки и оплаты товара, а также открытой площадки и склада, предназначенных для хранения товара, может быть отнесена к розничной торговле и переведена на уплату единого налога на вмененный доход при условии соблюдения положений гл. 26.3 Кодекса, в том числе ограничения по площади торгового зала (не более 150 кв. м).
Одновременно обращаем внимание, что единый налог на вмененный доход в отношении указанного вида предпринимательской деятельности следует исчислять с использованием физического показателя "площадь торгового зала (в квадратных метрах)" и учитывать при расчете площадь выставочного зала, площадь помещения, используемого для выписки и оплаты товара, а также площадь площадки, используемой для отпуска товара покупателям (т.е. используемой для обслуживания покупателей).
Также сообщаем, что порядок распределения площади торгового зала (открытой площадки) при осуществлении на ней одновременно двух видов предпринимательской деятельности, по одному из которых уплачивается единый налог на вмененный доход и в качестве физического показателя используется площадь торгового зала, Кодексом не определен.
Поэтому при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, облагаемой единым налогом на вмененный доход, и оптовой торговли, налогообложение которой осуществляется в рамках общего режима налогообложения, с использованием одних и тех же выставочных, торговых и складских помещений (площадок) при исчислении суммы единого налога на вмененный доход следует учитывать всю площадь выставочного зала, площадь помещения, используемого для выписки и оплаты товара, а также всю площадь площадки, используемой для отпуска товара покупателям.
Кроме того, следует отметить, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее - Положение), и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н (далее - Регламент), в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства.
При этом в соответствии с Положением и Регламентом в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
17.09.2010